190. Здравствуйте, дамы и господа!
От отвлечённых тем попытаюсь ненадолго перейти к вопросам узкопрофессиональным — при этом буду стараться избежать занудства... Ну, пусть —
12+
Я помню, какой фурор произвела пришедшая в Россию через много уже лет после выхода в свет пьеса Патрика Зюскинда «Контрабас». Как живо все сразу заинтересовались жизнью оркестровых музыкантов! Хотя феллиниевская «Репетиция оркестра» была показана у нас давным-давно, именно произведение Зюскинда «всколыхнуло» эту тему — несмотря на то, что, строго говоря, оно, в общем-то, и не об оркестре, а о внутренней жизни «маленького человека», как это называли в наше время; а внутренняя жизнь оркестра, как «изнанка высокого искусства» — вот это как раз скорее к Феллини.
Но на фильм Феллини мало кто обратил внимание, вернее, его восприняли как некий символизм, гиперболу, метафору, а вот в пьесе Зюскинда почему-то разглядели именно бытописание трудовых будней простых оркестрантов...
Лично я воспринял пьесу спокойно — ведь я играл в оркестрах с десяти лет и повидал ещё и не такое; а впоследствии побывал и «в шкуре» героя Феллини — когда одно время занимался дирижёрством... Ну, а сейчас попробую представить на ваш, к счастью, доброжелательный до поры до времени суд и композиторскую версию «Контрабаса» — именно в части описания жизни обыкновенных представителей данной профессии. Не хочу никого как-либо задеть, а посему имя реально существующего главного героя «повествования» несколько изменю. Ну, вперёд.
...Саша Романов — весьма известный композитор, и не только в нашей стране — его партитуры издаются в Европе, Америке и Азии, а уж музыка звучит повсюду. В тёмное советское время член Союза композиторов — такой, как Саша — по закону считался не просто композитором, но и, как сказали бы теперь, «юридическим лицом» и имел право официально, по трудовой книжке, принять на работу до пяти человек. Принять к себе самому, или, быть может, в себя самого — ведь он сам местом трудоустройства этих потенциальных пятерых и являлся!
Ну, а потом Советский Союз прекратил существование, пришли свобода и демократия, и теперь известный композитор Саша Романов, чтобы не считаться тунеядцем или «нелегалом», должен был устроиться на работу к... Саше Романову. Индивидуальному предпринимателю Саше Романову, с теми же внешностью и паспортными данными. И если предприниматель Саша Романов соблаговолит принять к себе на работу Сашу Романова-композитора — тот вполне сможет позиционировать себя как нормального, полноценного и полноправного человека. И даже — называться композитором! Разумеется, в свободное от предпринимательства время и, конечно, не слишком официально...
К счастью, предприниматель Саша Сашу-композитора, поразмыслив, всё же к себе трудоустроил. А кто знает, что было бы, случись наоборот?
Ну, а приятель Саши, гораздо менее известный композитор Гоша Буханов (тоже имя с фамилией немного изменил — А. Б.) по факту композитором и вовсе никоим образом не является, да и являться не может. Он был преподавателем, теперь — музыкальный руководитель театра, а на досуге — занимается аранжировками. Композитором же Гоша может называться в свободное и от работы в театре, и от написания аранжировок время. То есть — во сне. Или — в своих снах. При этом Гоша всегда говорит, что эротические сны ему нравятся куда больше. Вот бы лишь одни такие и остались!..
Конец.
Ваш А. Б.
29 ноября 2017